Украина: Молочные реки превратились в ручейки. И те высыхают

Фильтры

Регион

Новости

Украина: Молочные реки превратились в ручейки. И те высыхают

Побывав недавно в Венгрии, моя знакомая была намерена привезти родственникам и друзьям в подарок по бутылке знаменитого токайского вина. Но так и не нашла его. Вместе с тем, рассказывала она, в магазинах полно французских вин, молоко, сыр и картофель — из Голландии, «ножки Буша» известно откуда, иностранные ярлыки — на многих других продуктах. А когда-то Венгрия славилась своим животноводством, винами и фруктами. Не будем ли вскоре тоже пить голландское молоко? По крайней мере так думается, когда видишь, какими катастрофическими темпами сокращается поголовье крупного рогатого скота. Еще не так давно, проезжая через села Тернопольщины, надо было несколько минут ждать на обочине, когда перегоняли стадо на пастбище или домой. Сейчас же, если плетется несколько «хвостов», то хорошо.

Стадо меньше, чем после войны

Редко в каком дворе увидишь две-три коровы. Причин на то много. Летом, в период большого молока, резко падают закупочные цены. Прошлым летом они опускались ниже гривни. Не удивительно, что жители нескольких сел Кременецкого и Лановецкого районов, протестуя против такой политики, бойкотировали молоковозы, пикетировали местную власть. Но фактически ничего не добились. Закупочные цены на молоко начали подниматься только в конце августа, что сразу почувствовали покупатели: ощутимо подорожали масло, кефир, сметана и другие молочные продукты. Молокопереработчики «успокаивают»: зимой цены еще возрастут. Впрочем, сезонным повышением никого не удивишь. Это же не советские времена, когда цены на молочные продукты были стабильными в течение года. Да и держать скот все меньше желающих. У пожилых людей уже нет сил ухаживать за ним, а молодежь разъехалась на заработки. Дошло до того, что в сельские магазины из города завозят не только масло, но и сметану, кефир, молоко. Чего ждать в принципе, если животноводческое стадо в области нынче меньше, чем после войны? И оно постоянно сокращается. В этом году количество КРС во всех категориях хозяйств уменьшилось еще на 26 тысяч голов. Если учесть, что почти 90 процентов сырья молокоперерабатывающие заводы заготовляют в крестьянских дворах, а отношение ВТО, где Украина уже пребывает, к этому непримиримое, то ситуация катастрофическая.

Молока нет, но даже произведенную продукцию молокоперерабатывающие предприятия области, а их четырнадцать, не могут реализовать. Скажем, сбыт масла задерживается на месяц, сухого молока накопилось в пределах ста тонн. Россия, куда многие тернопольские молокозаводы отправляли свою продукцию, сейчас ее бойкотирует. Официально эмбарго, введенное два года назад, снято, но россияне находят тысячу и одну причину, чтобы не брать нашу продукцию. В значительной степени здесь играет роль политика, а в результате страдают предприятия. Скажем, Кременецкое ЗАО «Молоко» годами отправляло сыры и масло в Санкт-Петербург, другие регионы России, где они пользовались спросом. Когда два года назад из-за эмбарго сыр надолго «залег» на складах предприятия, пришлось резко уменьшить объемы его производства, сократить количество работников. Ныне сбыт сыров полностью переориентировали на внутренний рынок, но предыдущих объемов так и не достигли. Кременецкое «Молоко» дорожит своей маркой: масло «Крестьянское» без примесей, очень вкусное «Топленое масло», сыры, но кто об этом знает? Позволить себе мощную рекламу оно не может, даже в Тернополе купить его продукцию проблематично. Правда, руководитель предприятия Мария Задворная сообщила приятную новость: завод уже купил место на суперсовременном рынке «Галичский», который планируют открыть в октябре в областном центре, где и будет торговать своей продукцией.

— Мы не сидим сложа руки, — говорит Мария Борисовна. — В двух сельхозпредприятиях Лановецкого района — «Прогресс» и имени Шевченко — оборудовали за собственные средства молокопроводы. Хотя обошлось это нам почти в полмиллиона гривен, но качество молока значительно улучшилось: возросли жирность, содержание белка. Однако в общем объеме сырья молоко, которое отвечает европейским стандартам, составляет лишь пять процентов. Взялись бы переоборудовать фермы в других хозяйствах, но в Кременецком районе их практически не осталось. Большой животноводческий комплекс на две тысячи голов здесь лишь собираются строить. Хотя мы давно ни на кого не надеемся, только на себя.

Магнатам не до скота. Им бы из земли все выжать

По мнению главного специалиста областного управления по вопросам агропромышленного развития Николая Белоруса, рыночная экономика — это скрипка, на которой надо научиться играть. Прежде всего государству. Рыночные методы — это не хаос, а как раз тонкая игра. Украина вступила в ВТО совсем не подготовленной. Это касается и животноводства. Интерес как крестьянина-частника, так и сельхозпредприятия никак не завязан на результат. Дотацию нужно давать за количество и качество сданного молока. Другой подход должен быть и к племенному делу. Скажем, раздоил десять племенных коров, поставил их, так сказать, на молочный конвейер, — получай деньги. А нынче следует лишь задекларировать, что купил племенную коровку, сразу получишь дотацию. А что со скотиной потом — никого не интересует. По сути, выделенные государством средства вылетают в трубу.

Василий Бойко, специалист по вопросам животноводства этого же управления, считает, что перспективы животноводческой отрасли прежде всего в крупнотоварных фермах. Как нарастить поголовье? Государство должно обязать земельных магнатов заниматься не только растениеводством, но и животноводством. На 100 гектаров земли нужно содержать от 6 до 10 коров. В девяностых годах область имела на сто гектаров 25 голов КРС, на весь бывший Союз славилась своими животноводческими комплексами. Ныне отдельные латифундисты обрабатывают на Тернопольщине по сто тысяч гектаров — и не держат ни одного «хвоста». Вырастил рапс или зерно, заработал миллионы — и никаких хлопот. Между тем животноводство — это не только мясо и молоко, но и органика, о которой практически забыли. Неужели следующие поколения украинцев обречены вырастать на «химии»?

Если политика государства относительно животноводческой отрасли не изменится, то вскоре полки украинских магазинов заполнят польская колбаса, прибалтийское масло, а все большее число украинцев будут ездить по заграницам, зарабатывая на проживание. Разве не к этому идет?

Источник: Голос Украины

Также в разделе

Комментарии (0)